МБДОУ "Детский сад № 232"Рябинушка"

Когда ребенку нужен логопед?

Подготовила учитель – логопед
высшей квалификационной категории
                              Афанасьева С.С.

Каждый родитель  хочет, чтобы его ребенок говорил чисто, красиво и правильно. У некоторых детей это выходит сразу, а другие… . Как родители не бьются над этой проблемой, ну не доходит дело дальше, чем до «ыба» или «воска», вместо слов рыба или ложка, хоть плачь.        В подобных случаях, родителям надо помнить, что их самостоятельность может только ухудшить ситуацию и навредить ребенку.   

       Когда ребенку исполняется  4-5 лет, можно объективно говорить о правильном произношении звуков, построении фраз и т.д. Однако  уже в возрасте до года можно обнаружить некоторые проблемы, которые необходимо корректировать. Именно ранняя помощь специалиста будет максимально результативной.

       Для того,  чтобы понять, не нуждается ли ребенок в помощи логопеда, важно знать, какие этапы развития речи соответствуют возрасту ребенка. Речевая активность ребенка начинается уже в три месяца. В этом возрасте карапузы начинают издавать различные звуки, гулить. Если ребенок к 3-4 месяцам молчит, это может быть первым тревожным сигналом, на который стоит обратить внимание.     

       В 8-10 месяцев малыш делает первые попытки скопировать речь взрослых, произносит первые слоги: «ма», «ба», «па» и др. В этом возрасте ребенок понимает слова, адресованные ему, откликается на собственное имя. Если родители замечают, что к концу первого года малыш не реагирует на их речь, не пытается произносить первые слова, это повод обратиться к специалисту за консультацией.

       Тревожным симптомом является и своеобразное мычание ребенка в момент, когда он пытается выразить свои желания. К 1,5 годам начинает развиваться речь самого малыша. В этом возрасте детям пора употреблять простые слова: «мама», «папа», «дай», «ав-ав» и т.д.

       В 1 год словарный запас ребенка пока невелик, он может насчитывать порядка 10 слов, но малыш осознанно их употребляет. В это время речь ребенка развивается очень активно, словарный запас может пополняться каждый день. Уже к 2 годам ребенок  должен не только хорошо понимать речь взрослых, но и уметь выразить свои желания простыми предложениями. Если к 2,5 годам ребенок явно понимает взрослых, но свои мысли выражает исключительно жестами, не формулирует простые фразы типа «хочу пить», следует обязательно посетить логопеда. Обратите внимание, в этом возрасте не важно, как ребенок произносит «трудные» звуки, значение имеет в основном характер речевой активности.

       В зависимости от возраста ребенка, к его речи предъявляются разные требования. В три года важно убедиться в том, что артикуляционный аппарат малыша хорошо развит. Ребенок должен уметь выполнять простые движения: по просьбе взрослых высовывать язык, доставать им до неба, вытягивать губы трубочкой, надувать щеки и т.д. В этом же возрасте проверьте, может ли кроха воспроизвести простой ритм. Отсутствие этих навыков должно встревожить заботливых родителей. Логопед в таком случае не только проведет необходимую диагностику, но и поможет укрепить артикуляционный аппарат. Также в 3-3,5 года ребенок не должен пропускать слоги в словах, переставлять их местами, «глотать» окончания. Обратите внимание на эту особенность в речи малыша.  А вот правильного произношения всех звуков пока может и не быть. Оно может сформироваться только к 5 годам. Если ребенок пока не умеет говорить «ш», «щ», «р», «л», в три года это не повод бежать к логопеду. Шипящие и сонорные («р», «л» звуки самые сложные, они могут появиться в речи маленького оратора последними. Понаблюдайте, как малыш произносит слова с этими звуками. Если пропускает их, на данном этапе это не страшно. А вот если вместо «л» произносит «в», «р» произносит гортанно, на французский манер, лучше все-таки посетить специалиста.

       Любое искажение звуков нужно исправлять. Своевременная коррекция поможет сделать так, чтобы неправильное произношение не закрепилось. В 4,5-5 лет ребенку пора не только правильно произносить все звуки, но и уметь составлять связные предложения. Попросите малыша описать картинку или событие. Если он не придерживается последовательности, составляет несогласованные предложения (неправильно использует падеж, число), не пользуется в речи союзами, это отклонение от нормы. Понаблюдайте некоторое время, реагирует ли ребенок  на ваши исправления, и если прогресса не будет, побеседуйте со специалистом.

       Как видите, логопед помогает не только исправить неправильное произношение отдельных звуков. Любое отклонение в речи ребенка не стоит оставлять без внимания. В этом вопросе лучше перестраховаться, чем упустить что-то важное.

      Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Однако, часто перед родителями встает проблема недоразвития речи ребенка. В  связи с этим, возникает множество вопросов. Предоставляем ответы на самые актуальные из них.

Когда необходимо обращаться за помощью к логопеду? 

При нормальном речевом развитии дети к пяти годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, сложными предложениями, имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, умение выделять и находить место заданного звука в слове. Если к пятилетнему возрасту у ребенка недостаточно сформирована речь, обязательно нужно обратиться за логопедической помощью. Хотя следует отметить, что устранять речевые недостатки лучше как можно раньше.

С какими нарушениями речи можно определять ребенка в специализированную группу?

 В настоящее время с целью дифференцированного обучения детей с различными речевыми нарушениями в дошкольных учреждениях комплектуются следующие специализированные группы:

1)  для детей с общим недоразвитием речи;

2) для заикающихся детей.

Что характерно для данных речевых нарушений?

Фонетическое недоразвитие предполагает нарушение произношения отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков при нормальном физическом слухе. При фонетико – фонематическом недоразвитии речи нарушено не только звукопроизношение, но еще наблюдаются значительные затруднения в восприятии звуков, замена одних звуков другими (более простыми),  один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или даже трех звуков, иногда у этих детей наблюдается некоторая лексико – грамматическая несформированность.

У детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя. Общее недоразвитие речи может проявляться  в разной степени (выделяется три уровня).

Заикание – одно из наиболее тяжелых нарушений речи. Внешне заикание проявляется в непроизвольных остановках, вынужденных повторениях отдельных звуков и слогов  во время высказывания, что вызвано судорогами мышц органов речи.

Каковы причины нарушения речи?

Среди  причин речевых нарушений выделяют следующие:

недостаточная сформированность речевого  аппарата;

педагогическая запущенность;

различные воздействия как во внутриутробном периоде (токсикозы, инфекции, интоксикации матерей), так и во время родов (родовая травма, удушье), а также в первые годы жизни ребенка (заболевания центральной нервной системы, травмы мозг).

Рано начатые логопедические занятия включают в активную деятельность различные мозговые системы и тем самым ускоряют их созревание и способствуют наиболее полной компенсации тех или иных речевых нарушений.   

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

  • портал персональные дети
  • дети онлайн
  • российское образование
  • МО АК
  • мин науки и высшего образования РФ
  • результаты оценки
  • информационные системы
  • единое окно к обр услугам
  • спас экстрим
  • сайт АК
  • Минпросвещения
  • официальный сайт барнаула
  • истоки
  • портал-для-родителей-алтайский-край.рф
  • комитет по образованию Барнаула
  • профсоюз
  • сетевой край
  • Рособрнадзор
  • портал обр услуг
  • заблокируй вредный контент