В возрасте 3-4 лет ребёнок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребёнка не только членом семьи, но и носителем определённой общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами – заместителями. Продолжительность игры небольшая.
Игры с правилами только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребёнка зависит от его представлений о предмете. Графические образы бедны. У одних детей в изображении отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Дети способны вылепить простые предметы под руководством взрослого.
Конструктивная деятельность ограничена возведением несложных построек по образу.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие.
Начинает развиваться самооценка.
Продолжает развиваться половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.