С 13.11.2023 по 21.11.2023 в подготовительной к школе группе № 12 был реализован проект «Народная тряпичная кукла, как традиционный элемент патриотического воспитания детей»
«Из всех существующих в мире загадок
тайна куклы – самая загадочная;
без понимания сущности куклы
невозможно понять и человека».
М. Е. Салтыков-Щедрин
В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его традициям, культуре, обычаям, быту. Бесценным источником знаний о русской культуре является декоративно – прикладное искусство во всем разнообразии его жанров и проявлений.
Одним из интереснейших направлений народного творчества, безусловно, является тряпичная кукла.
Куклы, как элемент культуры, представляют особый интерес при изучении национальных особенностей и традиций любого народа. Необходимо изучать, возрождать и развивать богатые традиции русской куклы.
Так возникла идея создания и реализации проекта в подготовительной к школе группе № 12 «Народная тряпичная кукла, как традиционный элемент патриотического воспитания детей»
Проект призван сыграть роль в сохранении и передаче культурных народных традиций подрастающему поколению с самого раннего возраста. Он позволил показать историческую ценность кукол, открыл возможность использования таких изделий в повседневной жизни для игр, подарков, мотивируя детей к изготовлению кукол своими руками.
Данный проект проходил с 13.11.2023 по 21.11.2023 года.
На протяжении всего времени дети узнавали много нового и интересного.
Была проведена беседа «История возникновения тряпичной куклы».
Рассматривали фотографий и иллюстрации.
Дети посмотрели презентации «Куклы, в которые играли бабушки», «Современные куклы».
Играли в дидактические («Наряди куклу», «Составь картинку»), хороводные («Платок», «Приехала купаленка») и пальчиковые («Катины куклы», «Наперсток», «Не плачь куколка моя») игры.
Посетили мини – музей «Народная тряпичная кукла», созданный в группе, где познакомились с тряпичными куклами – обереговые, обрядовые, игровые. Позже пригласили в музей, детей старшей группы №11, и дошкольники 12 группы сами рассказали о тряпичных куклах, которые были у нас в музеи.
Читали художественную литературу.
Продуктивная деятельность проходила в виде рисования «Куклы в детском саду», лепки «Сарафан для куклы» и аппликации «Сарафан для куклы».
Для того, чтобы родители были активными участниками, мы пригласили их на мастер – класс (совместно с детьми) по изготовлению тряпичной куклы «Счастье».
По итогу всей работы была проведена викторина «Что я узнал о тряпичной кукле.
В ходе реализации проекта:
Дети узнали и познакомились с традициями русского народа через историю тряпичной куклы, познакомились с разнообразием тряпичных кукол, их предназначением и изготовлением. Они подробно узнали, в какие куклы играли много лет назад, из чего их делали.
Повысили компетентность родителей в вопросе понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа на примере изготовления кукол.