Психологические особенности детей 5 – 6 лет.

Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении; творческая активность.

Общение со сверстниками по принципу взаимной привязанности – возникает детская дружба.

Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция – воображение.

Взаимоотношения в игре. Дети делятся на три категории: лидеры подают идеи, организаторы привлекают детей к игре и наблюдатели. В этом возрасте дети чаще всего играют дифференцированно: мальчики с мальчиками, девочки с девочками.

Эмоционально-волевая сфера. Для детей этого возраста характерен дух сотрудничества, проявляется любознательность, деловитость. У детей появляется тяга к коллективу, к сверстникам.

В этом возрасте дети очень общительны. Они ищут разнообразные поводы, чтобы не просто самому что-то услышать, увидеть, но и рассказать, показать что-то. При этом поведение детей непосредственное, они похожи на своеобразные липучки.

Дети этого возраста начинают активно интересоваться окружающими людьми. Поведение детей ориентировано не только на взрослых, но и на детей. Снижается конфликтность, появляется терпимость, желание понять друг друга, возможно и уступить. В поведение детей появляется индивидуальный стиль. Это ведёт к выявлению многочисленных группировок с близкими интересами.

Возрастные особенности детей 5 – 6 лет.

Старший дошкольный возраст – это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребёнка, общения со сверстниками. Игра остаётся основным способом познания окружающего мира, хотя меняются её формы и содержание.

В этом возрасте ваш ребёнок.

Продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задаёт много вопросов, но и сам формулирует ответы или создаёт версии. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.

Желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребёнок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.

С трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных другими взрослыми границ, желая заполучить то, что хочет.

Готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам. В этом возрасте ребёнку ещё нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя.

Стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему ещё трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.

Может начать осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов.

Начинает задавать вопросы, связанные со смертью. В этом возрасте иногда у ребёнка усиливаются страхи, особенно ночные и проявляющиеся в период засыпания.

Несколько рекомендаций родителям.

С уважением относитесь к фантазиям и версиям, не заземляя волшебное мышление ребёнка. Различайте ложь, защитное фантазирование и просто игру воображения.

Поддерживайте в ребёнке стремление к позитивному самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям. Постарайтесь обеспечить ребёнку возможности для самого разнообразного творчества.

Будьте внимательны к желаниям ребёнка, но и умейте ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.

Обеспечивайте ребёнку возможность общения со сверстниками, помогая своему малышу только в случае его эмоциональных затруднений, обсуждая сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривая варианты выхода из неё.

Обеспечивайте общение с близкими людьми, организовывая отдых всей семьёй, вместе с ребёнком обсуждая совместные планы.

Постепенно снижайте контроль и опеку, позволяя ребёнку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребёнка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.

Помните, что в этом возрасте (да и всегда) ваш ребёнок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на приказ.

По возможности не пугайтесь и не увиливайте от «неудобных», но очень важных для ребёнка вопросов. Отвечайте ясно и максимально просто только на вопросы, которые он задаёт, не распространяясь и не усложняя.

Помогайте ребёнку (вне зависимости от пола) справляться со страхами, не осуждая его и не призывая «не бояться». Внимательно выслушивайте ребёнка, и сочувствуйте ему, разделяя его беспокойства и тревоги.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.