НАБЛЮДЕНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ ЗИМОЙ

Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью и многообразием. Ребёнку кажется, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег – это множество красивых снежинок, почувствовал дыхание природы через смену времён года.
Пришла красавица – зима! Как настоящий художник, окрашивает она всё вокруг белой краской. Взмах! Покрытые снежными кружевами деревья оцепенели в зимнем сне. Стройная берёза распустила посеребрённые косы и блестит на солнце нежно-голубой тонкой берестой. Взмах! Вот уже тротуары, дороги и крыши домов в пышной белой шапке.
Одно из основных средств познания природы наряду с чтением художественной литературой – наблюдение. У ребёнка восприятие природы острее, чем у взрослого, так как он соприкасается с ней впервые. Поддерживая и развивая этот интерес, мы воспитываем у детей положительные качества личности, знакомим с природными явлениями, объясняем их причины и взаимосвязь.
В зимнее время года наблюдения могут быть самыми разными: за явлениями неживой природы, за растительным и животным миром, трудом людей.
 

Вороны каркают стаей – к морозу.В морозную погоду рассмотрите с ребёнком снежинки. Они очень хорошо видны на тёмном рукаве куртки, шубы. Скажите, что снежинки похожи на красивые звёздочки, загадайте загадку А.Рождественской:
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (снежинка)
Когда идёт снег, понаблюдайте, как меняется всё вокруг, как красиво становится. Это снегопад.
Прочитайте отрывок из стихотворения И.Сурикова «Зима»:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело…
После снегопада посмотрите с ребёнком на большие сугробы. Загадайте загадку: «Я как песчинка мал, землю покрываю».
Красиво выглядят деревья, когда изморозь развесит на ветках пушистые гирлянды снега.
Приучите ребёнка высказывать собственные впечатления, сравнивать, подбирать образные эпитеты, одним словом работайте над связной речью и обогащением словарного запаса детей.

Во время наблюдений применяйте народные мудрости: приметы, загадки, потешки, легенды, пословицы, поговорки. Например: Если зимой облака идут против ветра – к снегу.
Не тот снег, что метёт, а тот что сверху идёт.
Ветер снег съедает.

Загадки – Бел, а не сахар, ног нет, а идёт. (снег)
В огне не горит, в воде не тонет. (лёд)

Важна практическая деятельность детей в зимний период. Сделайте вместе с детьми кормушку для птиц, зарисуйте следы, оставленные на снегу. Оформите альбом с изображением разных форм снежинок, сделайте фигурки из снега, разноцветные льдинки.

Огромное значение имеет экспериментальная деятельность с детьми. Вызывающая у ребёнка интерес к исследованию мира, природы и развивающая способность мыслить, стимулирует познавательную активность и любознательность.

Метод экспериментирования – средство, позволяющее ребёнку моделировать в своём сознании картинку мира, основанную на собственных наблюдениях, установлении взаимосвязей, закономерностей.

Вот примеры несложных опытов, которые можно провести в домашних условиях.
1. Снег сохраняет тепло: он укрывает землю, будто одеялом, охраняя растения и деревья от мороза.
Возьмите на прогулку две бутылки с водой одинаковой температуры. Одну бутылку закопайте в снег, другую оставьте на поверхности. После прогулки посмотрите на изменения или измерьте температуру воды в бутылках.
Вывод: вода в бутылке, закопанной в снегу, охладилась меньше.

2. Предложите ребёнку отгадать, где быстрее растает лёд – в миске с холодной или горячей водой. Раскладываете лёд и наблюдаете за происходящими изменениями. Делаете вывод.

3. Превращения снега в воду: внесите в комнату комок снега и положите в чашку. Спросите у ребёнка, можно ли эту воду назвать чистой. Почему? В чашке видны частички грязи, пыль, потому что в воздухе, через который пролетали снежинки по пути к земле, были пылинки, частички копоти. Снег по дороге собрал их – стал грязным. Воздух после снегопада становится чище, пахнет морозом, свежестью. Необходимо объяснить ребёнку, почему нельзя есть снег.

Одна идея о “НАБЛЮДЕНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ ЗИМОЙ

  1. Viktru

    Свои отношения с детьми строю на основе партнёрства. В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности. Стараюсь, вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.