Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью и многообразием. Ребёнку кажется, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег – это множество красивых снежинок, почувствовал дыхание природы через смену времён года.
Пришла красавица – зима! Как настоящий художник, окрашивает она всё вокруг белой краской. Взмах! Покрытые снежными кружевами деревья оцепенели в зимнем сне. Стройная берёза распустила посеребрённые косы и блестит на солнце нежно-голубой тонкой берестой. Взмах! Вот уже тротуары, дороги и крыши домов в пышной белой шапке.
Одно из основных средств познания природы наряду с чтением художественной литературой – наблюдение. У ребёнка восприятие природы острее, чем у взрослого, так как он соприкасается с ней впервые. Поддерживая и развивая этот интерес, мы воспитываем у детей положительные качества личности, знакомим с природными явлениями, объясняем их причины и взаимосвязь.
В зимнее время года наблюдения могут быть самыми разными: за явлениями неживой природы, за растительным и животным миром, трудом людей.
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (снежинка)
Когда идёт снег, понаблюдайте, как меняется всё вокруг, как красиво становится. Это снегопад.
Прочитайте отрывок из стихотворения И.Сурикова «Зима»:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело…
После снегопада посмотрите с ребёнком на большие сугробы. Загадайте загадку: «Я как песчинка мал, землю покрываю».
Красиво выглядят деревья, когда изморозь развесит на ветках пушистые гирлянды снега.
Во время наблюдений применяйте народные мудрости: приметы, загадки, потешки, легенды, пословицы, поговорки. Например: Если зимой облака идут против ветра – к снегу.
Не тот снег, что метёт, а тот что сверху идёт.
Ветер снег съедает.
Загадки – Бел, а не сахар, ног нет, а идёт. (снег)
В огне не горит, в воде не тонет. (лёд)
Важна практическая деятельность детей в зимний период. Сделайте вместе с детьми кормушку для птиц, зарисуйте следы, оставленные на снегу. Оформите альбом с изображением разных форм снежинок, сделайте фигурки из снега, разноцветные льдинки.
Огромное значение имеет экспериментальная деятельность с детьми. Вызывающая у ребёнка интерес к исследованию мира, природы и развивающая способность мыслить, стимулирует познавательную активность и любознательность.
Метод экспериментирования – средство, позволяющее ребёнку моделировать в своём сознании картинку мира, основанную на собственных наблюдениях, установлении взаимосвязей, закономерностей.
Вот примеры несложных опытов, которые можно провести в домашних условиях.
1. Снег сохраняет тепло: он укрывает землю, будто одеялом, охраняя растения и деревья от мороза.
Возьмите на прогулку две бутылки с водой одинаковой температуры. Одну бутылку закопайте в снег, другую оставьте на поверхности. После прогулки посмотрите на изменения или измерьте температуру воды в бутылках.
Вывод: вода в бутылке, закопанной в снегу, охладилась меньше.
2. Предложите ребёнку отгадать, где быстрее растает лёд – в миске с холодной или горячей водой. Раскладываете лёд и наблюдаете за происходящими изменениями. Делаете вывод.
3. Превращения снега в воду: внесите в комнату комок снега и положите в чашку. Спросите у ребёнка, можно ли эту воду назвать чистой. Почему? В чашке видны частички грязи, пыль, потому что в воздухе, через который пролетали снежинки по пути к земле, были пылинки, частички копоти. Снег по дороге собрал их – стал грязным. Воздух после снегопада становится чище, пахнет морозом, свежестью. Необходимо объяснить ребёнку, почему нельзя есть снег.
Свои отношения с детьми строю на основе партнёрства. В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности. Стараюсь, вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно.